Статьи наших специалистов в СМИ

Девина Ирина Алексеевна

 

Доклад на III Всероссийской  научно-практической конференции  

«Одаренные дети в системе художественного образования: традиционные и инновационные педагогические технологии»        г. Томск, 2014 г.

 

Эмоционально-личностные проблемы художественно одаренных детей младшего школьного возраста

         В современной зарубежной психологической литературе существует множество концепций одаренности детей («интеллектуальная модель» Дж. Гилфорда, «мюнхенская модель» К.Хеллера, «пятифакторная модель» А.Таннебаума, «творческая модель» П.Торренса, «физическая модель» Г.Домана, «мультифакторная модель» Ф.Монкса и самая популярная «Трехфакторная модель» Дж. Рензулли и др.). В России, в рамках президентской программы «Одаренные дети», под руководством Богоявленской Д.Б., была разработана «Рабочая концепция одаренности», согласно которой «одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».

        По данным социологических исследований, количество одаренных детей в популяции в современном мире колеблется от 20 до 30%. Популярность и интенсивность, с которой средства массовой информации транслируют тему одаренных детей, пробуждает желание родителей и педагогов, особенно наделенных амбициями, видеть в ребенке особо одаренного, не понимая, что за этим стоят не только феноменальные способности, но и эмоционально-личностные проблемы. В настоящей статье мы обзорно рассмотрим названные расстройства.

К наиболее часто встречающимся проблемам одаренных детей относятся:

Неравномерность психического развития (диссинхрония), дисбаланс между физическим, интеллектуальным и социальным развитием ребенка. Эту неравномерность в развитии обуславливают специализация, бурные накопления в одной области, в ущерб развития свойств и качеств в других областях. К основным последствиям диссинхронии можно отнести потерю интереса к учебе, искаженное восприятие мира, появление необъективной самооценки.

Снижение мотивации к видам деятельности, не входящих в круг интересов ребенка, вплоть до отвращения, например, к физическому труду или определенным учебным предметам.

Проявление необъективной самооценки. Художественно одаренный ребенок осознает не столько свою одаренность, сколько свое отличие от других детей. Именно это приводит к формированию либо завышенной, либо, напротив, заниженной самооценки. Склонность к формированию необъективной самооценки обуславливается акцентуацией характера и системой воспитания. Истероидно-демонстративная акцентуация характера, часто встречающаяся у художественно одаренных детей, проявляется в потребности повышенного внимания и похвалы, осознания собственной исключительности, Астено-невротическая акцентуация характера проявляется в критичности, тревожной мнительности, различных формах перфекционизма. Необъективную самооценку педагоги, а затем и родители начинают замечать у ребенка начиная с 6-7 летнего возраста в непомерной “гордости ума”, желании иметь свое мнение обо всем.

Необъективное восприятие мира. Эта проблема тесно связана с необъективной самооценкой ребенка, выражающаяся в искаженном восприятии не только себя, но других людей, искаженных ценностях.Личные особенности и неудовлетворенность во взаимодействии с миром приводят к тому, что ребенок начинает создавать свой собственный мир, со своими правилами и ритуалами. Крайняя форма выраженности этой проблемы – стирание граней между миром реальным и миром придуманным и возникновение клинических проблем, например, обсессивно-компульсивнх расстройств.

Перфекционизм художественно одаренного ребенка может проявляться в разных формах. В высокой критичности к себе и стремлению к собственному совершенству; в завышенных требованиях к окружающим; в требованиях к миру: в мире должно быть все правильно. Может развиться и социально предписываемый перфекционизм: потребность соответствовать стандартам и ожиданиям других людей.

Социальная депривация. В ситуациях с одаренными детьми социальная депривация может быть выбором, потребностью самого ребенка, когда он не хочет общаться со сверстниками, или, напротив, вынужденной депривацией, когда сверстники отвергают нестандартного ребенка. А также добровольно-вынужденной (или добровольно-принудительной), когда ребенок существенно ограничивает свои контакты со сверстниками, возможно, находясь в профессионально-специализированном учебном заведении интернатного типа, в интернате для особо одаренных детей. Любая форма социальной депривации препятствует естественному формированию жизненных стратегий ребенка и усиливает искажение восприятия окружающего мира, самооценки, способствует формированию ограничивающих убеждений.

Девиантное поведение в различных формах, также, часто встречающаяся проблема одаренных детей. Это проявления агрессии, как протеста против подавления взрослыми имеющихся потребностей, как формирующийся механизм психологической защиты, как проявление характерологической деформации, непослушания, своеволия и пр. Возможно девиантное поведение это следствие эмоционального расстройств ребенка. Невротические расстройства: расстройства сна, различные проявления страхов, фобий. Невротические расстройства могут быть ситуативными, а могут уже свидетельствовать о появлении хронических расстройств.

Не всегда эмоциональные расстройства и личностные проблемы это проявление особенностей нервной системы и характера. Многие проблемы формируются системой воспитания и укладом жизни в семье. Например, максимальная загруженность ребенка, отсутствие личного времени, постоянное присутствие рядом с ним взрослых (няни, бабушки, опекуны), постоянное воздействие на психику ребенка огромного количества сигналов и импульсов, новых впечатлений из внешнего мира (ТВ и компьютер, перелеты на каникулах в новые города и страны) и т.п. приводят к тому, что психика ребенка не справляется с потоком поступающей информации, не успевает ее обрабатывать, формировать нужные реакции. Это приводит к ситуативным эмоциональным расстройствам. Каким? Психика каждого ребенка найдет свой способ защиты. Это может быть уход в хронические болезни, расстройства сна, фобии и страхи, логоневроз, энурез и т.д.

Одаренные дети попадают в группу риска и по формированию личностных, эмоциональных, невротических расстройств, выражающихся в психофизиологических проблемах, проблемах деформации характера, проблемах формирования необъективных убеждений и пр.

Приведенный перечень личностных проблем художественно одаренного ребенка – не полный, но даст педагогам и родителям первичные представление об особенностях одаренного ребенка и одновременно напомнит о сложности устройства и хрупкости психики. Ссылаясь на данные статистики, напомню, что только 5% из всех одаренных детей имеют устойчивую психику и сформированные механизмы психологической защиты. Остальные 95% одаренных детей находятся в группе риска и по внутреннему психологическому состоянию приближаются к дезадаптированным детям с отклоняющимся поведением на базе гиперспособностей. Психическое развитие ребенка — очень сложный, многоэтапный процесс, который протекает по определенным правилам, в которых одни возрастные проявления, последовательно сменяются другими. К сожалению, часто можно наблюдать как «однобокое» развитие художественного дара ребенка в отдельно взятой сфере или, насильственное накачивание информацией стандартного ребенка, вызывает дисбаланс психики и всего детского организма. Поначалу кажется, что талантливый ребенок усваивает все, что ему предлагают взрослые! Но нужно быть предельно внимательным: если нагрузка превысит порог допустимых пределов, включится инстинкт самосохранения и психика ребенка начнет защищаться, выбрав самую неожиданную эмоционально-личностную проблему из вышеизложенного перечня.

Опытные педагоги и мудрые родители прежде всего развивают в ребенке качества, которые позволят ему стать настойчивым и закаленным, сформируют правильные ценности и нравственные убеждения. Тогда у ребенка проявятся все необходимые личностные и характерологические свойства для реализации художественной одаренности.

 

Список литературы:

  1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.
  2. Горбушкина В. Жертвы одаренности. Хорошо ли быть вундеркиндом? Интернет-журнал http://www.pravoslavie.ru/jurnal/59258.htm
  3. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. А.М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.
  4. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.
  5. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.