Выбор профессии — это очень ответственный шаг, потому что семья выбирает дело всей жизни, и, фактически, определяет судьбу подростка.
В этом ответственном выборе нам помогаем современная психология. Помощь психолога в профориентации состоит из нескольких этапов.
Первый этап — психолог помогает определить общую направленность интересов и биологической предрасположенности к профессии. Психолог определяет доминирующее полушарие коры головного мозга.
Мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых, «отвечает « за свои функции организма и психики: правое полушарие – «образное» , левое – логическое. Доминирование того или иного полушария предопределяет тип личности: художественный или мыслительный. На втором этапе психологи определяют социальные предпочтения, системы, в которой нужно искать будущую профессию: Человек — Человек; Человек — Искусство; Человек — Техника; Человек — Природа и т.д. Есть еще один способ получить информацию о профессиональных предпочтениях. Компьютерное тестирование на основании знании личностных метапрограмм Вы можете пройти тест и самостоятельно определить тип доминирующего полушария и сделать первый шаг профориентации (смотрите тест ниже).
Второй этап профориентации — это более точная диагностика профессиональных предпочтений в выбранной системе профессий на основе диагностики личностных метапрограмм . Самым передовым и точным способом является компьютерное тестирование личных метапрограмм. Благодаря этому тестированию, школьник и родители получают перечень профессиональных предпочтений, которые наиболее подходят под биологический тип выпускника, под особенности его мышления, активности, эмоциональной чувствительности.
Родителям и школьникам нужно знать следующие важные моменты:
- Тест «ТОМ» определяет биологическую предрасположенность школьника к профессии, но не социальную. Социальная предрасположенность — это то, кем вы хотите быть под влиянием сформированных убеждений. Биологическая предрасположенность определяет вашу природную готовность и предрасположенность к профессии
- Тест «ТОМ» не ошибается. Если Вы выбираете профессию, которой нет в перечне Ваших «10 идеальных для Вас профессий» в результатах тестирования, знайте, что вы сможете стать хорошим специалистом. Но не идеальным. Идеальным специалистом Вы можете стать в профессиях, к которым у Вас есть биологическая предрасположенность.
- Если по результатам тестирования у школьника все показатели низкие (совместимость с профессиями ниже 33%) это говорит о том, что у респондента нет выраженной предрасположенности к профессиям, так как личность еще не сформирована. Как правило такие школьники либо инфантильны, либо не нашли своего вектора в жизни и у них нет явной профессиональной направленности. В этом случае мы рекомендуем обратиться к психологу за индивидуальной консультацией.
ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!
Тест «Художник или мыслитель ?»
Диагностика доминирующего полушария (можно использовать при профориентации)
Инструкция: Ответьте на следующие вопросы, пользуясь одиннадцати бальной системой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10. Но, если , например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время не торопитесь пополнять ряды счастливых оптимистов, то в вашем распоряжении все остальные баллы – от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку «за настроение».
- У меня преобладает ровное настроение.
- Я помню то, чему училась несколько лет назад.
- Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.
- Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.
- Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.
- Мне трудно дается алгебра.
- Я легко запоминаю незнакомые лица.
- В группе приятелей я первый начинаю разговор.
- Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.
- У меня преобладает хорошее настроение.
Обработка результатов: Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1,2,5,8,9 (левое полушарие) и 3,4,6,7,10 (правое полушарие). Интерпретация результатов: в зависимости от полученных данных респондента можно отнести к одному из описанных ниже типов. Логический тип мышления. Если ваш «левополушарный» (Л) результат более чем за 5 баллов превышает «правополушарный» (П), то, значит, вы принадлежите к логическому типу мышления. Вы, вообще-то оптимист, и считаете, что большую часть своих проблем решите самостоятельно. Как правило, Вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах больше полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации, полученной из печати, чем к собственным впечатлениям. Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Если профессия, к которой Вы стремитесь, требует именно логических способностей, то Вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства, программистом ЭВМ, чертежником…продолжите этот список сами. Художественный тип мышления. П больше Л. Это означает, что Вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т.п.). Его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуется способности к образному мышлению — художник, актер, архитектор, врач, воспитатель. П=Л — нет явного доминирования Перед человеком, в равной степени сочетающим в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Менеджер и испытатель сложных технических систем, лектор и переводчик – все эти профессии требуют гармоничного воздействия противоположных типов мышления.